Как мотивировать школьников учиться?

Как вы считаете, что необходимо внедрить или изменить в учебном процессе, чтобы не просто заставить школьников учиться больше, но по-настоящему заинтересовать их такими предметами, как физика, математика и информатика?


Мой вопрос касается главным образом трех перечисленных предметов, а особенно — физики, но если у вас есть какие-то соображения насчет и других предметов, то пишите тоже.
  • Вопрос задан
  • 11668 просмотров
Пригласить эксперта
Ответы на вопрос 16
sajgak
@sajgak
Только увлекательное изложение материала преподователем с максимальным вовлечением аудитории. Все остальные попытки либо не будут иметь никакого эффекта, либо исключительно отрицательный.
Ответ написан
@Piradius
Закончил в том году физ-мат (настоящий, а не от которого одно название).
Больше всего запомнился физик наш. Веселый мужик — любил истории из жизни на уроках рассказывать, физика с ним на одном дыхании шла. У нас кстати учебника не было, учились только по его конспектам. И вот как он выходил из ситуации: он выбирал из класса пару учеников (которые сами по себе полнейшие нули, но поддающиеся дрессировке и которых мотивировать просто) и усиленно натаскивал их на олимпиады, конференции, прочее. За ними остальные сами собой подтягивались. Класс полностью сам собой регулировался (очень сильно уважение к нему играло роль), он даже домашнее по желанию всегда спрашивал (ни о каких отрицательных оценках никогда речь не шла). Но вот с гуманитарными классами он не дружил и был очень плохого мнения о них (в плане физики\математики там сплошные инвалиды).
Главное — любите свой предмет и любите преподавать детям. Мотивация прежде всего должна от вас исходить.
P.S. С 8мого класса на уроках решали задачи уровня С от ЕГЭшных до международных олимпиадных, куча его учеников занимает места на олимпиадах разного уровня (помню одного, занявшего третье место на международной) и во всяких конференциях. Так что есть еще шансы у Российского образования :-)
Ответ написан
@lesha_penguin
Можно уточнить АПВС: Вы школьный учитель, желающий мотивировать своих учеников? Или же вы родитель, и вы боитесь, чтобы ваши дети выростут балбесами?
Просто, как вы понимаете от ответа на этот вопрос (Вы: учитель/родитель) зависит насколько индивидуальным будет подход. И насколько будет баланс между «вести детей в нужное русло» или наоборот «поощрять и развивать, следуя естественным склонностям».

Если говорить насет именно физики, тут реально заинтересовать ребенка может парочка простых DIY-поделок, выполненных вместе с ребенком.
При чем, самое главное, с достаточными комментариями что вы конкретно делаете.
По сути ваш трюк заключается в том, чтобы связать теорию и интерес ее применения на практике:

* Например, производя пайку, расчитать по формулам силу тока в контуре, чтобы например не спалить нежную микросхему, или показать как выбрать правильную полярность светодиода.

* Делая что-то летающее, показать, как вы по формуле расчитываете «взлетит/не взлетит» массу аппарата и используемый двигатель. Если у «леталки» есть крылья, разрисовать, какие силы действуют на них, для чего «леталке» хвост, как сделать чтобы эта леталка не заваливалась в полете, а вела себя устойчиво.

* Собирая что-нибудь ездиещее, можно показать как расчитать на какие препятствия аппарат сможет заехать, а на какие нет. А из характеристик материала расчитать, сколько груза можно на эту «ездилку» погрузить, чтобы она не сломалась.

* Когда делаете что-то стреляющее, покажите как вы расчитываете насколько далеко улетит снаряд в зависимости от выбранной пружины.

* Когда вы работаете с каким-нибудь материалом, можно и нужно комментировать, что и как и почему получается. Например, во время пайки, рассказать, почему припой надо нагревать до определенной температуры, что такое холодная пайка, зачем обезжиривать провода, и т.д.

Очень важный фактор — снять у ребенка неуверенность в поиске нужной информации:
Просто показываете ребенку, как вы, например, если не помните точной формулы или не знаете интересующих характеристик радиодетали пользуетесь справочником. Это очень важный, чтобы у ребенка не возникал тупняк, когда он сталкивается с тем, что не знает на память.
Также, покажите ребенку как вы читаете готовые схемы, на что вы обращаете внимание, чтобы в них разобраться. Покажите, что вы делаете чтобы изменить характеристики используемой схемы.

Ваша задача не заставить учить теоретическую основу физики, а показать как эта теория применяется применительно к тому что вызывает интерес! Кстати, побочный эффект: за интересом к физике, обычно автоматически подтягивается и «прокачка математических скилов».

Да, если все делаете правильно, очень скоро заинтересованный ребенок быстро обретает самостоятельность, и для вас будет нормально, если придя с работы вы будете видеть на столе у ребенка разложенные радиодетали с паяльником. Пусть ребенок самостоятельно экспериментирует. Но всегда постарайтесь помочь ему, когда у него возникают вопросы.

P.S.: То, о чем я пишу, я знаю на своем опыте. У меня папа с мамой как инженеры всегда, при любой возможности, давали мне «на поиграться» что нибудь интересное. А учитывая, что в доме была масса справочников и прочей технической литературы (которую они мне щедро подбрасывали, в виде всяких научно-популярных журналов и книг), можно сказать, что одни из лучших моментов моего детства прошли «с паяльником и отверткой». Потом правда, уже ближе к середине восьмидесятых, появились компьютеры и фокус моего внимания переместился в сторону IT, и я стал свой инженерный подход применять уже для написания программ, но это, правда уже совсем другая история.
Ответ написан
SeTeM
@SeTeM
«Мотивировать» в школе нельзя. «Выучи доказательство теоремы, а то позвоню папе»? о_0
Нужо только одно: учитель должен заинтересовать ученика.
Если школьный учитель не смог этого сделать, тогда у ученика остается только одно: заинтересоваться самому, а на уроках сидеть с умным видом «Как же тут скучно, „моя“ физика интереснее».
Учитель должен интересно рассказывать, а тут уже как повезет: умеет он это от природы или нет. На физике (как и на других предметах) можно рассказывать занимательные факты. Даже такие мелочи, как «Средняя масса одной капли воды равна 0.05 грамма (1023 молекулы)» или «511.8 км/ч — самая большая скорость ветра, когда-либо зарегистрированная на Земле», могут немного скрасить урок (факты взял из журнала «Популярная механика». На истории периодически обсуждаем последнии новости, так же можно и на физике обсуждать статьи.). Если учителю самому не интерен свой предмет, он никак не сможет заинтересовать ученика.
Бывают случаи, когда учитель любит предмет, но от природы плохо обьясняет, обычно это сразу заметно.
Когда прийдет время, ученик сам поймет, что ему нужно сдавать тот или иной предмет, только тогда у него появится мотивация.
Ответ написан
@loat
Как мне кажется преподаватель должен развиваться как оратор. Например когда я учился в университете на многих лекциях наша группа просто спала/занималась своими делами, но были преподаватели которые не оставляли кого-то равнодушным на протяжении всей пары, например на лекциях по психологии всегда были какие-то игры, обсуждения, доклады и вся группа была заинтригована.
Ответ написан
Комментировать
Alexx_ps
@Alexx_ps
Обратите внимание на передачу «Галилео» по каналу СТС. Берите пример с них. Куча школьников смотрят ее и им реально интересно.
Ответ написан
Hast
@Hast
Нужно исправлять отношение школьников к школе в целом, а не к каком-то отдельным предметам, иначе результата Вы не дождётесь. Проблема даже не в самих школьниках, а в том, как излагают материал учителя на пост советском пространстве. Школа работает по схеме «зазубри — расскажи — получи оценку». Школьники зубрят текст, не вникая в материал, после чего благополучно о нем забывают. Ну и о каком интересе к учебе можно в таком случае говорить? Самое страшное, что инициатива такой модели обучения исходит именно от учителей.
Ответ написан
Комментировать
Kosnix
@Kosnix
Хороший преподаватель + Школьник должен знать, что ему даст эта олимпиада + Показать кем можно стать, зная этот предмет=> Мотивация=> Хорошее знание предмета=> Участие в олимпиадах по данному предмету+Мотивация=> Хороший результат на олимпиаде=>А там уже всё пойдёт само по себе…
Ответ написан
Думаю, что уже не актуально. Теперь же образование платное и стоит немалых денег.

Осенью в школы пойдут только те дети, родители, которых сумеют заплатить необходимые суммы за обучение. Из-за этого родители будут сами гонять своих чад, что бы те учились, иначе, получается, что деньги выброшены на ветер.

Одного упоминания момента, что учитель позвонит родителям, будет достаточно чтобы ребёнок начал учиться.
Ответ написан
sainnr
@sainnr
Мне кажется, детям нужно показать 2 главных вещи:
1. какие интересные/удивительные/веселые вещи можно делать (касаемо физики, зрелищные эксперименты)
2. насколько это может быть им полезно в жизни (как можно более наглядно)

То, как это сделать, уже зависит от преподавателя. Здесь наиболее важно, чтобы он сам «горел» своим предметом (в меру конечно, без слепого фанатизма). Можно скучные лекции разбавить шутками или иториями из жизни (пусть даже немного выдуманными). Можно давать какие-нибудь интересные экспериментальные задания на дом, привлекать к проведению опытов в классе самих учеников и так далее.

Несколько интересных видео:
habrahabr.ru/blogs/popular_science/81452/
livescience.ru/category_2/sid=4fe889a
Ответ написан
perevedko
@perevedko
Я думаю, что детей можно заинтересовать наглядными опытами. Обучение должно происходить в игровой форме. Или, например, поощрять тех, кто больше всех проявляет активность.
Ответ написан
Комментировать
darkolorin
@darkolorin
Тоже закончил физ-мат класс и хотел бы поделится своим мнением. Возможно повторюсь, простите за это. Важен еще тот факт, что ученик должен быть заинтересован в предмете сам по себе. У нас в классе многие не любили тех. предметы потому, что пошли просто не туда. Стоит учесть именно уровень знаний который нужен этим молодым людям. Без этого я считаю никак. У нас в университете такая проблемы с теорией случайных процессов, доктор наук который нам преподает все это дело, просто не понимает что за ним не успевают и не понимают его. Спроси, спроси учеников о том, что им понятно а что нет, мне кажется такой подход даст плоды.
С физикой мне кажется проще в плане того, что есть такая вещь как эксперимент, наглядность как было выше замечено — неоспоримы плюс. А вот что делать с математикой? Тут все, кто увлечен ее особо не задаются этим вопросом, ибо они тяготеют к теоретическим знаниям (я из их числа), но те кто просто не может терпеть тех. предметы, для него «матан» это ад. Но мне кажется можно применить подход успешности тех людей, кто знает его отлично. Экономисты, брокеры и прочие. Хороший пример, повод заняться предметом.
Информатика на данный момент есть неотъемлемая часть жизни общества, как никак автоматизация и повсеместное внедрение компьютеров говорит о себе. Даже возьмем тот факт, что вы задали этот вопрос на Хабре. Мне кажется это весомый аргумент.
Спасибо за прочтение и интересный вопрос.
Ответ написан
opium
@opium
Просто люблю качественно работать
К физике легко применить сторителинг и конечно же нужно много опытов показывать.
Ответ написан
stryaponoff
@stryaponoff
PHP developer
Учился в обычной СОШ, после 9го класса, когда нас сформировывали в профильные старшие классы, я натурально пинал воздух — «отец с ремнём» не работал, вовлечение аудитории тоже (была одна интересная учительница физики — она смогла заинтересовать, но её уволили из-за конфликта с директором (скверная была тётка)).

За два дня (причём, оба — выходные) до предполагаемого перехода в информационно-технологический класс мне сообщили, что класс не сформирован, т.к. набрали всего 10 человек, то есть, натурально кинули (я не верю, что нельзя было сообщить раньше).

После этого случая я сменил школу — перешёл в хороший физико-математический лицей. Здесь картина была совсем иная — интересный и адекватный учитель был не исключением, а правилом. Даже самые скучные и неинтересные предметы были интереснее любого другого в старой школе.

За 2 старших класса, что я проучился в этом лицее, у меня появилась мотивация и стремление к учёбе, я сильно подтянул свои знания по всем предметам школьной программы. Сегодня сдал все зачёты и ушёл на сессию — заканчиваю первый курс технического ВУЗа, и уже по далёкой от IT специальности, о чём, впрочем, не жалею — IT превратилось в хобби, а помимо этого я получаю образование в другой области (гидравлика).

Мораль: хороший преподавательский состав и отношение к ученикам вполне способны их мотивировать
Ответ написан
Комментировать
shushu
@shushu
Да никак не нужно «мотивировать», нужно говорить — ты учись на двойки, учись. Прогуливай уроки и т.д
Нашей стране очень нужны дворники, уборщики и милиционеры :) (список можно продолжить)
В первую очередь нужно дать понять что оценки нужны не родителям, а им самим, что бы нормально обустроить свою жизнь.

Нормальный человек оценит ситуацию между учится и не учится и сам примет соответствующие выводы.
В любом случае заставлять нельзя — это еще больше отталкивает…
Ответ написан
Давать печеньки?)
Ответ написан
Комментировать
Ваш ответ на вопрос

Войдите, чтобы написать ответ

Войти через центр авторизации
Похожие вопросы